МБОУ СОШ №2 | Инновационная деятельность

Главная - Инновации - Новость: Создание условий для духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России на основе национальной традиции как ключевого концепта новых образовательных стандартов

Тема инновационной деятельности:

«Создание условий для духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России на основе национальной традиции как ключевого концепта новых образовательных стандартов»

План работы 2017-18

О реализации дорожных карт

 

1. Актуальность инновации.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации

от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» Содержание начального общего, основного общего и среднего общего образования определяется образовательными программами. Общеобразовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются образовательными организациями. Требования к структуре и реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования определяются соответствующими государственными образовательными стандартами.

Одной из важнейших задач стандарта (ФГОС) является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания школьников на ступени начального общего образования и основного общего образования, становление гражданской идентичности обучающихся как основы развития гражданского общества. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся предусматривает принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей. Методическим обеспечением решения этой задачи должна служить Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования и основного общего образования, входящая в состав Основной образовательной программы начального общего образования, Основной образовательной программы основного общего образования Каждое образовательное учреждение разрабатывает Программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с учетом собственной специфики и возможностей.

2. Проблема инновации: Духовно-нравственное развитие – целевой ориентир образовательных программ начального общего и основного общего образования.

Поправки в Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ввели в язык документов, регламентирующих деятельность системы образования, категориальное определение – «духовно- нравственный». Закон определяет две категории понятий – духовно-нравственное развитие человека (ст.2) и формирование и развитие личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями (ст.87, п.1). Через эти категории раскрываются нормативные характеристики содержания и результатов деятельности образовательной системы.

Появление этих категорий в правовых документах свидетельствует о том, что государство принимает ответственность за нравственное состояние общества, за обеспечение устойчивости ее ценностных основ.

В Послании Федеральному собранию 2008 г. Президент России обозначил две основные структуры, формирующие и развивающие ценностно-нормативную основу национального самосознания, -Конституцию страны и систему образования, прежде всего, общеобразовательную школу.

В Преамбуле Конституции ее субъект - многонациональный народ Российской Федерации - манифестирует ценностные основы своего бытия как фундамент конституционного строя, как нравственный базис российской государственности. Совокупность основополагающих ценностей составляет культурную традицию и передается из поколения в поколения благодаря совместной деятельности важнейших институтов общества; среди них – семья, система образования, традиционные религии, искусство и наука. Они обеспечивают незыблемость ценностной основы народной жизни в смене поколений. Следовательно, государственный заказ школе состоит в том, чтобы школа нашла способы передачи этих ценностей новым поколениям.

В настоящее время именно способ передачи духовно-нравственных и социокультурных ценностей является проблемой общеобразовательных учреждений. Эта проблема не является исключением и для МБОУ СШ № 2 города Димитровграда Ульяновской области.

Кроме того, определяя проблемное поле данной инновации, акцентируем внимание на том, что в тексте закона нет категории «духовно-нравственное воспитание», которая сегодня стала уже привычной в системе образования.

Тем не менее, редакция закона не включает этой категории. В ней заданы две категории : духовно-нравственное развитие и воспитание.

Логика обсуждения способов реализации новых ФГОС демонстрирует, что педагогическое сообщество зачастую не вполне осознает важный ключевой смысл данной категориальной схемы, в которой закон определяет нормативный результат образования. В настоящее время в педагогической среде существует типичное представление о «духовно-нравственном воспитании» как об одном из многочисленных направлений воспитания, - наряду с патриотическим, гражданско-правовым, с воспитанием толерантности, с профилактикой зависимостей и т.д. Нам представляется, что это подход тупиковый. Следуя по этому пути, мы утрачиваем потенциал методологического развития, заложенный в новых категориях, внесённых в закон.

 

3. Объект инновации: способ передачи духовно-нравственных и социокультурных ценностей в общеобразовательном учреждении.

На современном этапе развития образования новые методологические перспективы для решения этой проблемы предоставляет Концепция Духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, включенная в состав документов ФГОС нового поколения.

«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России в сфере общего образования» составляет часть документации ФГОС нового поколения. Нормативный статус данного документа – методологическая основа разработки программ воспитания и социализации в составе образовательных программ ОУ.

Однако ее концептуальный статус отличается от нормативного. Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

В тексте «Примерной программы воспитания и социализации», (на которую опираются ОУ при разработке программы воспитания содержательного раздела Основной образовательной программы), «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России» в сфере общего образования определяется как основа проектирования программы воспитания ОУ.

Данная «концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования» и «представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации — семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования... Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся» (с.6)

Таким образом, в свете этого документа - обеспечить условия — это не просто организовать обучение по отдельным программам духовно-нравственной направленности, а сформировать особое воспитательное пространство. Целью данной деятельности является не «модель» (выпускника, школьника), а «национальный воспитательный идеал».

«Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» (с.11)

 

Таким образом, новое видение места системы образования в социальном пространстве задается в Концепции и раскрывается как логика освоения культурных традиций России через взаимодействие социальных субъектов воспитания.

Концепция определяет ключевые культурные традиции России как источник нравственности и человечности. Она ориентирует педагогическое сообщество на педагогические стратегии формирования ценностно-смысловой сферы человека, которые соотносят становление мотивационных, когнитивных и эмоциональных структур личности с деятельностным освоением ключевых традиций культуры. Концепция последовательно развивает понимание традиций культуры, в том числе традиционных религий России, как специфического ресурса развития образования в содержательном и деятельностном ключе. Взаимодействие с социальными субъектами воспитания рассматривается как способ интеграции в едином воспитательном процессе семейных традиций, традиционных религий, локальных сообществ, профессиональных и корпоративных традиций.

Школа должна приобщить растущего человека к источникам нравственности и человечности. Эти источники – области общественных отношений, деятельности, сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать свое сознание, жизнь, систему общественных отношений.

Носителями базовых национальных ценностей и традиций являются народы России. Соответственно, задача духовно-нравственного развития гражданина России должна быть осуществлена путем последовательной интеграции личности обучающегося в культуры составляющих российское общество народов и мировую культуру, приобщение обучающихся к освоению ключевых культурных традиций России, в том числе религиозных.

Цель инновации: Обеспечить организационно-управленческие и педагогические условия для духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России на основе национальной традиции как ключевого концепта новых образовательных стандартов

Моделирование системы условий по созданию «целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т.е. уклада школьной жизни» на сегодняшний день можно представить в форме дорожной карты ОУ. Эта модель задает последовательность реализации будущей программы инновационной деятельности, описывает ее структуру в аспекте набора деятельностей, которые должны быть сформированы ОУ.

Скачать: с нашего сервера

Автор: Илямаков Д.Г.

Дата: 07 Dec 2017 09:52:57

Просмотров: 233

Комментарии:

Комментария отсутствуют, хотите добавить?

Добавление комментария: :

Имя*:

E-mail:

Текст*:

Введите сумму с картинки *:

* - поле обязательно для заполнения


Директор школы

Директор МБОУ СОШ №2 - Лидия Павловна Петрова

Лидия Павловна Петрова


Объявление

Телефоны доверия

Единый всероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей - 8-800-200-01-22
Телефон доверия Министерства образования и науки Ульяновской области - 37-01-67
Телефон "горячей лини" МБОУ СШ №2 - 5-48-79 (с 7:00 - 16:00)
Центр социального обслуживания "Доверие" - 2-42-25
Единый телефон службы спасения - 112

[Подробнее]


Облако разделов

Голосование
Нуждается ли сайт в форуме?
Да
Нет
Всё равно


Последние новости

09 Jun 2018 10:06:09 - Доступное дополнительное образование для детей

10 May 2018 11:25:11 - Конкурс проектов «Цветы Победы», посвящённый 73-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне

28 Apr 2018 11:04:45 - Кадры будущего

11 Apr 2018 21:17:13 - VIII областной региональный географический фестиваль «Фрегат Паллада 2018»

11 Apr 2018 21:00:43 - «Всероссийская неделя финансовой грамотности для детей и молодёжи»


Контакты

Тел..: (84235)5-48-79

E-Mail: dgrad-schoo2@mail.ru

Адресс: 433510, г.Димитровград, ул.Победы 18a


Copyright 2009-2018, МБОУ СОШ №2. Created by Vitaly Selkin and Aleksandr Larchenko.